«Дезинформационные кампании в социальных медиа могут не иметь такого влияния на избирателей, как ожидалось», — утверждают исследователи из Duke University в журнале Proceedings of Sciences.
Ученые, которые внимательно ознакомились с российской дезинформационной кампанией в Twitter, заявили, что в США она попадает, в основном, к наиболее активным людям и практически не меняет их позицию. По их мнению, хотя попытки осуществлять политическое влияние извне следует тщательно контролировать, что страхи относительно эффективности таких действий кажутся несколько преувеличенными.
О результатах первого серьезного научного исследования, посвященного влиянию дезинформационных кампаний в интернете на общественное мнение, пишет еженедельник New Scientist. Группа исследователей под руководством Саншайн Гиллигас провела в октябре и ноябре 2017 анализ активности и убеждений 1200 американских активных пользователей Twitter, как демократов, так и республиканцев. Эти люди согласились на мониторинг их учетных записей и анализ, насколько содержание в сети влияло на их политические симпатии.
Когда Twitter опубликовал список 4 тыс. учетных записей, связанных с российской компанией Internet Research Agency (IRA), исследователи решили проверить, кто из участников исследования был с ними в контакте. Оказалось, что минимум 20%. Однако эти контакты были минимальными, а российские аккаунты никого не могли заставить изменить убеждения.
«В нашей группе нам удалось исследовать, кто подвергался воздействию троллей в период между исследованиями политических убеждений, — говорит Гиллигас. — Хотя есть много причин для того, чтобы американское правительство и общественное мнение обращали внимание на эту деятельность, контакт с учетными записями IRA не изменил убеждений или поведения респондентов».
Всем участникам исследования в начале и в конце эксперимента задавали ряд вопросов, которые должны раскрыть политические убеждения. Их попросили, среди прочего, оценить свое место на политической шкале, а также эмоции, связанные с необходимостью работать с человеком с противоположными взглядами, потенциальной реакцией на то, что кто-то из семьи женится с человеком с противоположными взглядами. Участники эксперимента отвечали на вопросы о темах, которые очень поляризуют общественность. Оказалось, что даже люди, которые взаимодействовали с троллями с IRA, практически не изменили своих убеждений.
Исследование показало, что сообщения представителей IRA, даже если пришли к этим лицам, отмечались очень малой популярностью. Трудно предполагать, что они могли значительно изменить образ мышления реальных людей. Им очень сложно пробиться к людям с высокой политической активностью, четкими взглядами, которые в основном общаются с единомышленниками. Несмотря на последовательные усилия, направленные на обострение поляризации, российские тролли не достигли больших успехов.